В преддверии ежегодной конференции и выставки NBAA производитель авиационных систем Honeywell Aerospace опубликовал свой 28-й ежегодный Global Business Aviation Outlook, охватывающей период до 2029 года. Компания прогнозирует в течение следующего десятилетия 7600 поставок бизнес-джетов на сумму около $248 млрд. Прогноз в текущем году несколько снизился по сравнению с прошлым годом, который предполагал 7700 поставок на $251 млрд.
По самолетам, которые компания отслеживает в своем обзоре (исключая личные самолеты и бизнес-лайнеры), Honeywell снизила прогноз поставок в 2019 году с 715 до 690 джетов из-за более длительного, чем ожидалось, времени сертификации в некоторых программах и медленных темпов роста в других. Но тем не менее, по-прежнему это дает рост с 633 поставок в 2018 году, и эксперты видят еще больший прирост в следующем году.
«Увеличение производства многих новых платформ бизнес-джетов приведет к 7-процентному увеличению поставок в 2020 году после значительного прогнозируемого роста в 2019 году по сравнению с 2018 годом», — сказал Хит Патрик, президент компании по послепродажному обслуживанию в Америке. «Мы уверены, что эти новые и инновационные модели самолетов будут поддерживать устойчивый рост в краткосрочной перспективе, а также будут оказывать постоянное влияние на покупки новых бизнес-джетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
Согласно прогнозу Гетана Хэнфилда, старшего менеджера по маркетинговому анализу, который готовил прогноз, компания рассчитывает, что в 2020 году общий объем поставок составит 740 бизнес-джетов.
В период с июня по сентябрь компания провела опрос более 1600 эксплуатантов воздушных судов, на которые приходится 13,5% мирового парка бизнес-джетов. Провайдеры долевого владения не были включены, но, по оценкам, на них будет приходиться до 14% от общего объема поставок в течение следующих пяти лет. Эти опросы, наряду с информацией от производителей, использовались для формирования прогноза первой половины десятилетия, в то время как во второй половине большее значение имеют экономические модели.
Honeywell считает, что на Северную Америку будет приходиться 60% спроса в течение следующих пяти лет, за ней следуют Европа (19%), Азиатско-Тихоокеанский регион (10%), Латинская Америка (7%) и Ближний Восток/Африка (4%). Из предполагаемых поставок, в 42% речь идет о самолетах с большой кабиной, а среднеразмерные (которые теперь впервые включают категорию суперсредних) и легкие джеты занимают по 29% каждый. Ожидается, что на более крупные самолеты (включая бизнес-лайнеры) придется 73% от общей стоимости всех поставок в этом периоде, и лишь 27% общей стоимости – на средние и легкие бизнес-джеты.
На основании результатов опросов операторов эксперты выяснили, что в течение следующих пяти лет 17,2% мирового парка должно быть заменено или расширено новым бизнес-джетами, что на 2,5% меньше, чем ожидалось в прошлом году. Из всех планов покупок в течение следующих пяти лет 35% произойдут в первые два года. К третьему году этот процент увеличится до 57%, что на пять пунктов выше прошлогодних результатов.
Тем не менее, операторы заявили о большем интересе к подержанным самолетам. Операторы по всему миру отметили, что в течение следующих пяти лет 32% их парка должны быть заменены или расширены самолетами со вторичного рынка, что на 8% больше, чем в прошлом году. И на фоне планов покупок новых самолетов, это будет означать общее увеличение закупок самолетов по сравнению с прошлым годом.
По регионам, планы покупок новых самолетов сократились на 2% в Северной Америке, при этом 15% парка должны быть заменены или пополнены к 2024 году. 36% этих покупок ожидается в течение следующих двух лет, в то время как интерес к подержанным самолетам вырос на 11% по сравнению с прошлогодним опросом. Ожидается, что в течение следующих пяти лет треть парка будет полностью заменена или пополнена самолетами со вторичного рынка, что является самым высоким показателем за последние пять лет исследований.
В Европе, где летная активность в последнее время снижается, ожидания покупок снизились на пять пунктов, до 28%. Планируемый срок этих покупок в первые два года окна опроса составляет 34%, что на один пункт меньше, чем в прошлом году. Еще одним сюрпризом в этом году стала Великобритания, где в результате сохраняющейся тупиковой ситуации с Brexit можно было ожидать снижения покупки новых самолетов относительно прошлого года, но фактически в текущем опросе зафиксирован рост.
«Две страны, которые показали снижение в Европе в этом году, — это Германия и Франция, что может быть связано с беспокойством по поводу Brexit, но также не исключаются экономические причины, особенно в Германии, которая сейчас находится в рецессии», — сказал Хэндфилд.
В ближайшие пять лет латиноамериканские операторы рассчитывают заменить 21% своего парка. В то время как намерения о покупке остаются стабильными в Мексике, операторы в Бразилии указали на некоторое снижение интереса к покупкам по сравнению с прошлым годом
Прогнозируется, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе процентная доля флота, подлежащего замене или расширению с прошлого года, возрастет с 12% до 15%, причем 24% запланированных покупок произойдет к концу 2020 года. По словам Хэндфилда, многие из них связаны с заказами, уже размещенными у производителей и просто ожидающими поставки. В то время как Китай оставался стабильным в регионе, исследование показало рост спроса со стороны Индии и Южной Кореи.
На Ближнем Востоке и в Африке 12% респондентов заявили, что ожидают покупки нового бизнес-джета, что на 2% ниже прошлогодних результатов. Из них 32% указали, что покупка состоится в первые два года.
В целом, самым желанным самолетом для приобретения стал Bombardier Challenger 350.
Инфографика