После неспокойного 2020 года, который уже потряс большую часть авиационной отрасли, Honeywell в своем 29-м ежегодном отчете Global Business Aviation Outlook отметил небольшое снижение прошлогоднего прогноза. Тем не менее, в конечном итоге был сделан вывод о том, что рынок остается «оптимистичным и готов пережить любые краткосрочные встречные ветра пандемии COVID».
«Ожидается, что в четвертом квартале 2020 года использование бизнес-джетов вырастет до 80-85% от уровня 2019 года, что указывает на то, что спрос на бизнес-джеты возвращается после замедления роста после начала пандемии», — сказал Хит Патрик, глава Honeywell Aerospace в Америке. «Информация, которую мы получили от операторов, показывает снижение пятилетних планов покупок новых воздушных судов менее чем на 1%, поэтому, несмотря на краткосрочные последствия пандемии, мы не ожидаем долгосрочных изменений этих планов».
В отчете, который традиционно публикуется в день открытия ежегодной конференции и выставки NBAA (в этом году она была отменена, прим. ред.), прогнозируется поставка 7300 новых бизнес-джетов в течение следующего десятилетия, что на 4% меньше, чем предполагалось год назад, в то время как общая стоимость продаж упала на 5%, с $248 млрд до $235 млрд. «Новые перспективные платформы в классах средних и крупных, а также высокоскоростных/сверхдальних бизнес-джетов будут стимулировать долгосрочный рост».
Среди вопросов, которые задавались более 1000 операторам бизнес-джетов в этом году, начиная с июля, был – как пандемия COVID повлияла на их планы по закупке новых самолетов. Honeywell обнаружила, что 80% опрошенных в этом году указали, что на их планы закупок не повлияло замедление роста продаж из-за COVID, а из оставшихся 20% подавляющее большинство заявили, что они планируют сохранить свои существующие самолеты в течение более длительного периода времени.
«К счастью, по сравнению с прошлой рецессией, мы не видим желания активно продавать самолеты, как это было во время глобального экономического кризиса в 2008 году. 82% респондентов в Северной Америке заявили, что ожидают в этом году меньший налет на бизнес-джетах, чем в 2019 году, и через несколько лет ожидается возврат к прошлогодним уровням».
Что касается пятилетних планов закупок новых самолетов, то, согласно ответам, они составляют примерно 16% от нынешнего глобального парка, что соответствует результатам опроса 2019 года. Из тех, кто указал, что они будут покупать самолет в следующие пять лет, 30% запланировало это сделать в ближайшие два года, что на 5% ниже результатов прошлого года. Это указывает на то, что эти покупки, хотя все еще планируются, но сдвинулись на будущее.
«Хорошо, что к концу этого пятилетнего периода мы наблюдаем быстрое выздоровление, а к концу 10-летнего периода мы видим очень минимальное изменение, всего на 1 %».
По прогнозам Honeywell, к концу 10-летнего периода ежегодный рост поставок составит от 4% до 5%, что соответствует ожидаемому восстановлению мировой экономики. Это выше, чем ожидалось в прошлом году, отчасти из-за спада в 2020 году, связанного с COVID. Что касается размера салона, то, несмотря на закрытие границ, которое ранее в этом году затруднило работу большей части дальнемагистральных самолетов с большим салоном, на этой категории все еще есть сфокусированность отрасли: на этот сегмент, по прогнозам, будет приходиться более 40% поставок новых частных самолетов и почти 70% стоимости в течение следующих пяти лет.
Региональные перспективы
Северная Америка по-прежнему остается регионом наибольшего спроса на самолеты бизнес-класса, и в ближайшие пять лет на нее будет приходиться примерно 64% мировых поставок новых самолетов. Это на 4% больше, чем прогнозировалось годом ранее. Примерно 15% парка будет заменено в течение следующих пяти лет, при этом 32% североамериканских операторов планируют свои новые покупки в течение следующих двух лет, что на 4% меньше, чем в прошлом году.
Ожидается, что на Европу придется 18% глобального спроса, при этом операторы будут постепенно заменять стареющие самолеты в парке в течение следующих пяти лет. Регион демонстрирует самые высокие ожидания покупок в обзоре этого года, 24% парка запланировано к замене, что, хотя и на 4% ниже, чем в прошлом году, остается в пределах среднего показателя за последние пять лет. Из них 24% планируют совершить покупки в ближайшие два года, что ниже среднего мирового показателя в 30%.
В Латинской Америке объем запланированных покупок новых самолетов снизился на 6% в годовом исчислении, с 21% в прошлом году до 15% в этом году, что представляет собой пятилетний минимум и отражает экономический пессимизм в регионе. В прошлогоднем прогнозе ожидалось, что на Латинскую Америку будет приходиться 7% спроса на новые бизнес-джеты в течение следующих пяти лет. Сейчас это число снизилось примерно до 3%. Ожидается, что только 19% новых покупок запланировано в течение следующих двух лет, что значительно ниже среднемирового уровня в 30%.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе операторы планируют замену на новые самолеты в ближайшие пять годы для 14% своего парка воздушных судов, что практически не скорректировалось по сравнению с прошлогодним опросом. Основываясь ответах респондентов, прогноз Honeywell дает региону 10% мирового спроса на новые бизнес-джеты до 2026 года. Процент тех, кто планирует закупки в течение следующих двух лет, снизился с 40% в 2019 году до 30% в этом году.
Среди респондентов на Ближнем Востоке и в Африке 16% указали, что они заменят или добавят новый самолет в свой парк в течение следующих пяти лет, что на 4% выше, чем в прошлом году. Это дало бы региону 4% мирового спроса на первую половину периода исследования (до 2026 года). Из тех, кто намеревается совершить покупку в этот период, более четверти заявили, что это произойдет в течение следующих двух лет.
В то время как прогноз Honeywell в основном касается покупок и поставок новых самолетов, компания также исследует и вторичный рынок. Аналитики компании обнаружили, что планы по приобретению самолетов «со вторички» в течение следующих пяти лет снизились на 6% по сравнению с прошлым годом, при этом, по оценкам, 25% подержанных самолетов будут проданы в течение следующих пяти лет. Хотя это число ниже 31%, планируемого год назад, аналитики отмечают, что в 2019 году наблюдался всплеск таких планов и что полученные в этом году результаты, больше соответствует историческим средним значениям по рынку.