Пандемия COVID-19 может создать импульс развития в сегменте легких бизнес-джетов, так как многие аналитики ожидают увеличения числа пассажиров, которые будут пользоваться услугами бизнес-авиации после окончания эпидемии, считает Эрик Мартель, президент и генеральный директор Bombardier. В недавнем разговоре с журналистами относительно финансовых результатов Bombardier за первый квартал, Мартель отметил, что у его компании есть большой козырь – Learjet. «Однако эти прогнозы стоит проверить практикой. Сегодня это только теория, но иногда сильные тенденции, такие как страх перед вирусами и иные фобии, могут действительно создать импульс в сегменте, подобном нашему».
Сейчас единственным представителем легкого сегмента в портфолио Bombardier – Learjet 75 Liberty. «Этот перепрофилированный самолет, который будет экономически конкурентоспособными с точки зрения эксплуатационных затрат, но иметь конкурентные затраты при покупке по сравнению с легкими самолетами, сертифицированными по Part 23», — комментирует менеджер Bombardier Business Aircraft по планированию и стратегии Миша Лёффлер. Для этого у Liberty меньше пассажирских мест и опций, чем у оригинального Learjet, что позволит сэкономить около $3 млн при сохранении производительности. Bombardier надеется, что более низкая стоимость приведет к появлению нового сегмента покупателей на самолеты, собранные в Вичите, поставки которых неуклонно сокращаются в течение последних пяти лет.
За $9,9 млн. (стандартный Learjet 75 стоил $13.8 млн, прим.ред.) Liberty лишается двух мест в переднем отсеке (всего шесть кресел), которые заменяются двумя откидными оттоманками и раскладными столами, создавая так называемый «представительский люкс» для двух оставшихся мест в переднем салоне, который отделен от кабины раздвижной дверью. В кормовой каюте четыре оставшихся места расположены в клубной конфигурации. «Вы получаете легкий джет, который не только летает быстрее, дальше, но также имеет самую большую гостевую каюту в этой категории», — добавляет Лёффлер.
В Bombardier добавляют, что стандартная комплектация Learjet 75 будет опциональной для Liberty, например, ВСУ и внешнее освещение. «Это немного более гибкий подход к программе, который позволяет нам войти в ценовой диапазон, чтобы напрямую конкурировать с легкими самолетами в сегменте Part 23», — сказал он, отметив, что Liberty сохранит сертификацию Part 25. Liberty, по сути, заменяет прежний Learjet 75. Клиенты, которые хотят приобрести Learjet 75, просто закажут опции к комплектации Liberty, а также салон на восемь мест. «Наличие продукта, который является конкурентоспособным и соответствует рыночному спросу, поможет стабилизировать долгосрочную производственную часть объекта в Вичите», — резюмирует Лёффлер. Самолет сохраняет максимальную высоту полета в 51 000 футов и скорость 0,79 Маха, но дальность увеличивается на 40 морских миль, до 2080 миль. Кроме того, в комплектацию Liberty входит бортовое оборудование Bombardier Vision с недавно объявленным обновлением авионики Garmin G5000, а также беспроводное решение Gogo ATG 4G. Поставки самолета должны начаться в 2020 году.
Но вернемся к статистике. Рынок легких реактивных безусловно самолетов пострадал во время рецессии, начавшейся в 2008 году. В 2019 году Bombardier поставила 12 легких бизнес-джетов Learjet, по сравнению с 12 в 2018 году, 14 в 2017 году, 24 в 2016 году и 32 в 2015 году, по данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (GAMA). В 2008 году производители бизнес-джетов поставили 371 легкомоторный самолет. К 2015 году поставки легких реактивных самолетов сократились до минимума в 70, а затем неуклонно увеличились до 162 в 2019 году.
В отличие от «легкого класса», в 2008 году производители поставили 195 больших реактивных самолетов, далее поставки выросли до максимума в 249 самолетов в 2013 году. В 2019 году объем поставок крупных реактивных самолетов составил 207 единиц.
«Если говорить о сегменте легких реактивных самолетов, который в большей степени представляет наш Learjet, то этот рынок пережил довольно тяжелые времена. С 2008 года этот рынок сократился и никогда по-настоящему не восстанавливался в течение последних 12 лет. Во время предыдущих экономических спадов сегмент крупных самолетов Bombardier был более устойчивым. И очевидно, что это стало действительно очень важным для нас. Это подавляющее большинство наших поставок. В течение следующих месяцев и лет Bombardier потребуется время, чтобы оценить, как развиваются тенденции в сегменте Learjet и легких реактивных самолетов», — резюмирует г-н Мартель.